Статья 9118

Название статьи

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ О ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ В ГЕРМАНИИ: ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ 

Авторы

Колесов Денис Иванович, магистрант, Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики»
(Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, 20), deniskolesov@gmail.com
Маслова Ирина Ивановна, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных
дисциплин, Пензенский казачий институт технологий (филиал) Московского государственного университета
технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет) (Россия, г. Пенза, ул. Володарского, 6), imas2010@yandex.ru
Сухова Ольга Александровна, доктор исторических наук, профессор, кафедра истории России и методики
преподавания истории, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), suhhov747@yandex.ru
Шиманская Ольга Константиновна, кандидат философских наук, доцент, кафедра истории, регионоведения
и журналистики, Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова
(Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а), shimansk@mail.ru

Индекс УДК

93/94

DOI

10.21685/2072-3024-2018-1-9

Аннотация

Актуальность и цели. В новейшей истории Федеративная Республика Германия (ФРГ) оказалась единственной страной, которая встала на путь покаяния за действия прежних властей. Поражение во Второй мировой войне
Третьего рейха побудило немецкое общество к пересмотру своей политической культуры. Процесс становления современной исторической памяти немецкого общества о Второй мировой войне, выразившейся в чувстве покаяния,
развивался беспрерывно на протяжении всей истории существования Герма-нии. До сих пор продолжаются дискуссии о составляющих исторической памяти, о мерах для ее защиты и возможности дальнейших изменений, но определяющим остается ее важнейшее положение во всех сферах немецкого общества. Цель работы – проанализировать состояние и этапы формирования исторической памяти о Второй мировой войне в ФРГ во взаимосвязи с особенностями политики денацификации.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа исторических документов – материалов Ялтинской и Потсдамской конференций, Нюрнбергского и Франкфуртского процессов, за-
конодательной основы политики денацификации, а также научной литературы, большая часть которой опубликована на немецком языке. Методологическую основу исследования составляет принцип историзма, позволяющий проанали-
зировать процесс изменений в политической культуре ФРГ после Второй мировой войны. Диахронный метод позволил анализировать процесс политики денацификации в исторической последовательности на общеисторическом
фоне. Синхронный метод помог установить причинно-следственные связи между событиями и явлениями, одновременно происходившими не только в Германии, но и в других странах. Сравнительно-правовой позволил сопоставить роль Нюрнбергского и Франкфуртского процессов в политической жизни Германии и формировании ее исторической памяти.
Результаты. Выявлены исторические условия и тенденции развития политики денацификации, проанализирована ее роль в формировании исторической памяти Германии о Второй мировой войне.
Выводы. Изучение исторических источников и научной литературы позволяет сделать вывод, что в ФРГ историческая память о Второй мировой войне прошла различные этапы становления и превратилась в особую часть культу-
ры немецкого народа. К 1985 г. в Германии сформировалась современная историческая память о Второй мировой войне и система ее защиты. «Политика вины», или «чувство вины», за темные страницы немецкой истории формиро-
вались в ходе крупных общественных дискуссий и по мере создания сильного гражданского общества, способного противодействовать ренацификационным процессам внутри государства. Любая попытка пересмотра исторической па-
мяти вызывает активизацию и мобилизацию большей части немецкого общества для ее защиты.

Ключевые слова

Вторая мировая война, историческая память, денацификация, ФРГ

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Кондрашин, В. В. О государственной политике формирования и сохранения исторической памяти / В. В. Кондрашин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2016. – № 2 (38). – С. 236–240.
2. Маслова, И. И. Историческая память о Великой Отечественной войне в контексте немецкой мемуаристики / И. И. Маслова, О. А. Сухова, О. В. Ягов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. –
2017. – № 1 (41). – С. 52–61.
3. Берлинская конференция. 17 июля – 2 августа 1945 г. Протокол Берлинской конференции трех великих держав 1 августа 1945 г. – URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/War_Conf/berlin_main.htm
4. Эгберт, Я. Спорные политические вопросы с точки зрения современной истории / Я. Эгберт ; пер. с нем. М. А. Элизарьевой. – М. : Политическая энциклопедия, 2014. – 359 с.
5. Die Nürnberger Prinzipien. Wegweiser für ein neues Völkerstrafrecht // Von Nürnberg nach den Haag: Der lange Weg zum Internationalen Strafgerichtshof. – URL: http://www.von-nuernberg-nach-den-haag.de/seite1/die_nuernberger_prinzipien/
6. Kellerhoff, S. F. So veränderten die Nürnberger Prozesse das Recht / S. F. Kellerhoff // Welt. – 20.11.2015. – URL: https://www.welt.de/geschichte/zweiter-weltkrieg/article149065216/So-veraenderten-die-Nuernberger-Prozesse-das-Recht.html
7. Weinke, A. Nürnberger Prozesse / A. Weinke // Das Historische Lexikon Bayerns. – URL: https://www.historisches-lexikon-bayerns.de/Lexikon/N%C3%BCrnberger_Prozesse
8. Das Deutsche Reich. Reichstagswahl Juli 1932. – URL: http://www.gonschior.de/weimar/Deutschland/RT6.html
9. Das Deutsche Reich. Reichstagswahl November 1932. – URL: http://www.gonschior.de/weimar/Deutschland/RT7.html
10. Das Deutsche Reich. Reichstagswahl 1933. – URL: http://www.gonschior.de/weimar/Deutschland/RT8.html
11. Галкин, А. А. Германский фашизм / А. А. Галкин. – 2-е изд., доп. – М. : Наука, 1989. – 352 c.
12. Bockstaller, N. Ein Volk im Gleichschritt / N. Bockstaller // Stern. – 26.11.2003. – URL: http://www.stern.de/politik/geschichte/nsdap-ein-volk-im-gleichschritt-3350732.html (дата обращения: 15.01.2017).
13. Kontrollratsbefehl № 4 Einziehung von Literatur und Werken nationalsozialistischen und militaristischen Charakters vom 13. Mai 1946 // Gegenwärtige und historische nationale und internationale Verfassungstexte in deutscher Sprache. – URL: http://www.
verfassungen.de/de/de45-49/kr-befehl4.htm
14. Kontrollratsdirektive № 24 Entfernung von Nationalsozialisten und Personen, die den Bestrebungen der Alliierten feindlich gegenüberstehen, aus Ämtern und verantwortlichen Stellungen vom 12. Januar 1946 // Gegenwärtige und historische nationale und internationale Verfassungstexte in deutscher Sprache. – URL: http://www.verfassungen.de/de/de45-49/kr-direktive24.htm
15. Gesetz № 104 zur Befreiung von Nationalsozialismus und Militarismus vom 5. März 1946 // Gegenwärtige und historische nationale und internationale Verfassungstexte in deutscher Sprache. – URL: http://www.verfassungen.de/de/bw/wuertt-b-befreiungs gesetz46.htm
16. Gesetz zur Regelung der Rechtsverhältnisse der unter Artikel 131 des Grundgesetzes fallenden Personen // Bundesgesetzblatt. – 13.05.1951. – Teil I, № 22. – S. 308–319. – URL: http://www.bgbl.de/banzxaver/bgbl/start.xav?startbk=Bundesanzeiger_BGBl&
jumpTo=bgbl151s0307.pdf
17. Schönwald, D. Block der Heimatvertriebenen und Entrechteten (BHE) / D. Schönwald // Das Historische Lexikon Bayerns. – URL: https://www.historisches-lexikonbayerns.de/Lexikon/Block_der_Heimatvertriebenen_und_Entrechteten_(BHE)
18. Siebzehntes Gesetz zur Ergänzung des Grundgesetzes [“Notstandsgesetze”] // Document Archiv.de, die historischen Dokumenten- und Quellensammlung zur deutschen Geschichte ab 1800. – URL: http://www.documentarchiv.de/brd/1968/grundgesetznotstandsgesetze.html
19. Winters, P. J. Der Frankfurter Auschwitz-Prozess. Ein Rückblick 50 Jahre nach dem Urteil / P. J. Winters // Bundeszentrale für politische Bildung. – URL: http://www.bpb.de/apuz/204287/der-frankfurter-auschwitz-prozess?p=all
20. Winters, P. J. Zwanzig Monate nach zwanzig Jahren. Im Frankfurter Auschwitz-Prozeß wurde das Urteil gesprochen / P. J. Winters // Christ und Welt. – 27.08.1965. – S. 7.
21. Renz, W. Fakten zum Auschwitz-Prozess 1963–1965 / W. Renz // Fritz Bauer Institut. – URL: http://www.fritz-bauer-institut.de/fileadmin/downloads/Fakten_zum_Frankfurter_Auschwitz-Prozess.pdf
22. Берджесс, Э. 1985 / Э. Берджесс ; пер. с англ. А. Комаринец. – М. : АСТ, 2015. – 320 с.
23. Adorno, T. W. Erziehung-wozu? / T. W. Adorno, H. Becker // Th. W. Adorno:Erziehung zur Mündigkeit. Vorträge und Gespräche mit Hellmut Becker 1959–1969 / Herausgegeben von Gerd Kadelbach. – Frankfurt am Main, 1970. – S. 110–125.
24. Roth, F. Theodor W. Adorno: Erziehung zur Mündigkeit / F. Roth // Vortrag an der Münchner Volkshochschule. – 02.03.12. – S. 13. – URL: https://www.florian-roth.com/app/download/6371112785/Adorno_Erziehung_zur_Muendigkeit_MS.pdf?t=13435109 37 (дата обращения: 15.01.2017).
25. 40 Jahre Warschauer Vertrag // Bundeszentrale fuer politische Bildung. – URL: http://www.bpb.de/politik/hintergrund-aktuell/68933/40-jahre-warschauer-vertrag-06-12-2010
26. Gedenkveranstaltung im Plenarsaal des Deutschen Bundestages zum 40. Jahrestag des Endes des Zweiten Weltkrieges in Europa. Bonn, 8. Mai 1985 // Сайт Федерального Президента. – URL: http://www.bundespraesident.de/SharedDocs/Reden/DE/Richardvon-Weizsaecker/Reden/1985/05/19850508_Rede.html
27. Lernen aus der Geschichte: Projekte zu Nationalsozialismus und Holocaust in Schule und Jugendarbeit / hrsg. von A. Brinkmann, A. Ehmann, S. Milton, H.-F. Rathenow, R. Wyrwoll. – Bonn : ARCult-Media-Verlag, 2000. – 67 s.

 

Дата создания: 14.06.2018 09:28
Дата обновления: 05.09.2018 15:08